Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МИТРОФАН
45, С. 486-487 опубликовано: 17 августа 2021г.


МИТРОФАН

Митрофан (Симашкевич), митр. бывш. Донской и Новочеркасский. Фотография. Ок. 1915 г.
Митрофан (Симашкевич), митр. бывш. Донской и Новочеркасский. Фотография. Ок. 1915 г.

Митрофан (Симашкевич), митр. бывш. Донской и Новочеркасский. Фотография. Ок. 1915 г.

(Симашкевич Митрофан Васильевич; 23.11.1845, Подольская губ.- июль 1934, Новочеркасск), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола. Из семьи священника. По окончании Подольской ДС поступил в СПбДА, которую окончил в 1871 г. со званием кандидата богословия. 21 сент. того же года назначен преподавателем истории Русской Церкви в Подольской ДС. С 1872 г. также преподавал французский язык. В 1875 г. защитил в СПбДА диссертацию на соискание ученого звания магистра богословия за соч. «Пророчество Наума о Ниневии: Экзегетическое исследование с очерком истории Ассирийского государства и историко-критическим решением вопроса о происхождении книги пророка Наума». В 1869-1884 гг. опубликовал более 30 статей по церковной истории края и по актуальным проблемам религ. жизни в «Подольских епархиальных ведомостях» и др. местных изданиях. 25 февр. 1877 г. рукоположен во иерея. В том же году назначен ректором Подольской ДС, был возведен в сан протоиерея. 16 окт. 1884 г. переведен на должность ректора Донской ДС в г. Новочеркасске. Под его руководством было отремонтировано здание семинарии, улучшено состояние семинарской больницы, открыты классы иконописи и музыки, введено преподавание древнееврейского языка. Одновременно был цензором проповедей, состоял в Донском комитете Императорского православного миссионерского об-ва, в совете Донского епархиального Аксайско-Богородичного братства, в комиссии по устройству епархиальной миссионерской школы; был председателем совета образцовой школы при семинарии, председателем Епархиального миссионерского съезда. В 1900 г. овдовел. 5 авг. 1904 г. принял монашеский постриг с сохранением мирского имени. 6 авг. того же года возведен в сан архимандрита.

29 янв. 1906 г. Казанский и Свияжский архиеп. Димитрий (Самбикин) возглавил в С.-Петербурге хиротонию М. во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. 25 июля 1907 г. назначен епископом Пензенским. В янв.-мае 1908 г. принимал участие в сессии Синода. В 1910 г. М. был избран почетным членом СПбДА. Во время управления М. епархией были учреждены женские монастыри - Свято-Ольгинский в г. Инсаре и Виргинский Покрово-Николаевский в Нижнеломском у., а также муж. монашеская община в с. Стяжкине Наровчатского у.; был построен учебный корпус Тихоновского ДУ в Пензе с домовым храмом во имя святителей Тихона и Митрофана Воронежских; начали действовать епархиальные миссионерские курсы. М. активно участвовал в борьбе с пьянством, при нем число об-в трезвости в епархии увеличилось до 595, что сделало Пензенскую губ. одной из первых в стране по развитию трезвеннического движения. В 1911 г. было учреждено Епархиальное об-во трезвости. В апр. 1913 г. в епархии впервые прошел Всероссийский праздник трезвости. 6 мая 1914 г. М. был возведен в сан архиепископа. С началом первой мировой войны в епархии организовал при монастырях лазареты для раненых, проходил сбор средств и вещей для сражавшихся на фронте, оказывалась помощь солдатским семьям - деньгами, продуктами, дровами.

10 янв. 1915 г. М. был назначен управляющим Донской и Новочеркасской епархией вместо архиеп. Владимира (см. Путята В. В.), определенного на Пензенскую кафедру. 25 авг. того же года возглавил учрежденный им Епархиальный комитет по устройству быта беженцев и для попечения о военнопленных православного и греко-униат. исповедания. Руководил сбором пожертвований на нужды русской армии, за что получил благодарственную телеграмму от имп. мч. Николая II Александровича. После Февральской революции 1917 г. созванный в апр. того же года епархиальный съезд духовенства и мирян подтвердил полномочия М. по управлению епархией. М. участвовал в 1-й сессии Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., был избран председателем отдела личного состава Собора. С нояб. 1917 г. в обл. Войска Донского шло противоборство между красногвардейцами и белыми казаками во главе с атаманом А. М. Калединым. 25(12) февр. 1918 г. Новочеркасск заняли отряды революционных солдат и матросов. В тот же день М. был арестован по обвинению в поддержке атамана Каледина и помещен на гауптвахту. 7 марта (22 февр.) после многочисленных ходатайств приходских советов Новочеркасска военно-революционный суд постановил освободить М. за отсутствием вины. Донесение М. об обстоятельствах своего заключения и о разграблении большевиками крестовой церкви архиерейского дома было зачитано на заседании Поместного Собора 11 апр. (29 марта) 1918 г. Постановлением патриарха свт. Тихона от 8 мая того же года М. был награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.

6 мая 1918 г. казачьи отряды вновь заняли Новочеркасск. Во время гражданской войны М. активно поддерживал правительства атамана П. Н. Краснова и ген. А. И. Деникина. 2 марта 1919 г. ген. Деникин обратился к М. с предложением созвать совещание епископов и представителей советов епархий, к-рые находились на контролируемой белыми территории. 19-24 мая того же года М. председательствовал на Юго-Восточном рус. церковном Соборе в Ставрополе и был избран главой Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР). 7 апр. 1919 г. М. был возведен патриархом Тихоном в сан митрополита, но, видимо, из-за военных действий не получил известий об этом и продолжал титуловаться архиепископом. 7 янв. 1920 г. Новочеркасск был взят Красной Армией. М. не покинул епархию с отступавшими белыми войсками, поселился в старочеркасском Ефремовском в честь Донской иконы Божией Матери женском монастыре. Через некоторое время он был вызван в обл. ЧК, где ему предписали жить под надзором в Новочеркасске. После обращений прихожан М. разрешили служить в кафедральном соборе. В церковной жизни епархии престарелый архиерей активно уже не участвовал, тем не менее продолжал пользоваться у верующих большим авторитетом. М. не признал созданный при поддержке советских властей обновленческий Высший церковный совет и 19 июля 1922 г. был уволен обновленцами на покой (распространенные в лит-ре утверждения о пребывании М. в обновленчестве в 1922-1924 не соответствуют действительности). Он вновь удалился в Старочеркасский мон-рь, устранившись от борьбы с обновленцами. Противостояние обновленческому расколу в епархии от имени правящего архиерея возглавил викарный Аксайский еп. Митрофан (Гринёв), арестованный 22 янв. 1923 г. После освобождения в июне того же года в Москве из-под ареста патриарха Тихона и отказа советских властей от открытой поддержки обновленчества М. вернулся в Новочеркасск. 5 окт. 1923 г. он возглавил епископскую хиротонию своего нового викария еп. сщмч. Захария (Лобова; впосл. архиепископ), который стал фактическим управляющим епархией и достиг больших успехов в борьбе с обновленчеством. Постепенно почти все приходы Новочеркасска и большинство приходов епархии вернулись в Патриаршую Церковь. 28 февр. 1924 г. еп. Захария был арестован. По некоторым сведениям, М. также был арестован и выслан в Сибирь. Возможно, его освобождение было связано с согласием на участие в инициированной ОГПУ попытке группы архиереев присвоить себе высшую власть в Церкви.

10 дек. 1925 г. был арестован патриарший местоблюститель митр. сщмч. Петр (Полянский), а 22 дек. в Москве был организован Временный высший церковный совет (ВВЦС) во главе со Свердловским архиеп. Григорием (Яцковским), заявивший о переходе к нему высшей церковной власти. В состав ВВЦС вошел викарий М. Каменский еп. Иннокентий (Бусыгин). В янв. 1925 г. М. признал ВВЦС, однако не подпал под запрещение в священнослужении в числе др. григорианских архиереев согласно постановлению зам. патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси) от 29 янв. того же года. Видимо, митр. Сергий ограничился отстранением престарелого архиерея от управления Донской епархией РПЦ с увольнением на покой. Используя легальный статус, предоставленный советскими властями ВВЦС, М. организовал управление григорианской Донской епархии, в к-рую вошло ок. 200 приходов. В нояб. 1926 г. в Новочеркасске под председательством М. состоялся григорианский епархиальный съезд духовенства и мирян. Избранный съездом епархиальный совет утвердил составленную, очевидно, при участии М. брошюру, в к-рой обосновывались претензии ВВЦС на высшую церковную власть и отвергались права митр. Сергия на управление Церковью (Правда о Временном Высш. Церк. Совете и о Нижегородском митр. Сергии. Новочеркасск, 1927; Акты свт. Тихона. С. 481-489). В изданной и распространявшейся с разрешения ОГПУ брошюре в качестве основного аргумента в пользу законности ВВЦС приводилось его сходство с существовавшим во время гражданской войны ВВЦУ ЮВР под председательством М., каноничность к-рого была признана патриархом Тихоном (т. о. григориане проводили аналогию между своим органом, созданным при поддержке советских властей, и органом церковного управления, действовавшим в тесной связи с правительством ген. Деникина). При этом авторы брошюры обходили вниманием тот факт, что ВВЦУ ЮВР осуществляло управление лишь в епархиях, признавших его архиереев, а ВВЦС претендовал на власть над всей Церковью. В мае 1927 г. М. присутствовал на совещании григорианских епископов в Москве («1-й съезд староцерковников, признающих ВВЦС») и подписал их послание к верующим, в котором митр. Сергия обвиняли в «раздоре» и «смуте», уподобляя его обновленцам. На 2-м григорианском съезде в Москве в нояб. того же года М. не присутствовал, но был избран членом Малого собора епископов (новое название ВВЦС) (Второй Моск. съезд староцерковников, признающих Высш. Временный Церк. Совет, бывший в Москве в Донском мон-ре 15-18 нояб. 1927 г. М., 1928. С. 1, 18). В последние годы жизни М. отказался от публичных выступлений. С 1930 г. из-за плохого состояния здоровья М. григорианской епархией временно управлял его викарий еп. Иннокентий (Бусыгин). Также важную роль в управлении григорианскими приходами играл сын М. настоятель Михаило-Архангельской ц. Новочеркасска иером. Иулиан (Симашкевич), хиротонисанный 17 апр. 1932 г. в григорианского епископа Новочеркасского. После смерти М. в июле 1933 г. еп. Иулиан стал управляющим Донской григорианской епархией, но через год перешел в обновленчество.

М. был похоронен на городском кладбище Новочеркасска. 28 окт. 2004 г. прах перезахоронен в ограде новочеркасской Михаило-Архангельской ц.

Соч.: Римское католичество и его иерархия в Подолии. Каменец-Подольск, 1872; Историко-геогр. и этногр. очерк Подолии. Каменец-Подольск, 1875. Вып. 1; 1876. Вып. 2; Указатель ист.-археол. достопримечательностей Подолии. Каменец-Подольск, 1884; Акафист иже во святых Отцу нашему Симону, еп. Владимирскому и Суздальскому, Печерскому чудотворцу. М., 1892.
Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 370-374; Иоанн (Снычев). Церк. расколы. С. 25, 56, 57; Дворжанский А. И. История Пензенской епархии. Пенза, 1999. Кн. 1: Ист. очерк. С. 211-240; «Обновленческий» раскол. С. 822-823; Чибисова С. П. История Донской (Ростовской-на-Дону) епархии в биографиях архипастырей. Р.-н/Д., 2006. С. 150-154; Щадрина А. В. Обновленческий раскол на Дону и деятельность «архиепископа» Мелхиседека (Николаева) // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2015. Вып. 3(64). С. 44, 50; Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 308.
Ключевые слова:
Митрополиты Русской Православной Церкви Григорианский раскол в Русской Православной Церкви (кон. 1925 - сер. 40-х гг. ХX в.) Митрофан (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митрополит бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола
См.также:
АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ)
АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
АГАФАНГЕЛ (Саввин Алексей Михайлович; род. в 1938), митр. Одесский и Измаильский
АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский
АЛЕКСАНДР (Бердов) († 1591), митр. Новгородский
АЛЕКСАНДР (Кудряшов Александр Иванович; род. в 1940), митр. Рижский и всей Латвии